На главную Поиск Контакты
Главная    Статьи    Культура    Расцвет португальской культуры

Расцвет португальской культуры

Португальские правители осуществляли активную деятельность по укреплению королевской власти в стране. Особенно активную политику проводил португальский король Динишу I (1279-1325 гг.), благодаря деятельности которого был ограничен рост территорий церковных землевладений и передана королевскому суду большая часть прав, ранее принадлежащих церковным судам. Достиг успехов Динишу I и в борьбе с феодалами.

Именно в этот исторический период Португалия достигла расцвета своей культуры. В Лиссабоне в 1290 г. появился первый университет (позже он был переведен в Коимбру). Развивалась придворная литература (схожая с провансальской), чему немало способствовало то, что увлекался стихосложением и сам король Динишу I. В это время стали возводить церковные и светские сооружения, выполненные в готическом стиле.

Португальские живописцы представили первые произведения, выполненные в миниатюре. Примером тому является хранящаяся в музее Лиссабона еврейская Библия с иллюстрациями (1299).

В XIII-XIV вв. получило развитие искусство скульптуры в Португалии. До этого времени в стране декоративная скульптура была почти не представлена. Известны лишь некоторые произведения. Больше всего знамениты надгробия короля Португалии Педро и Инессы де Кастро, которые расположены в капелле монастыря города Алькобаса (вторая половина XIV в.). К несчастью, они были сильно повреждены французскими солдатами в 1811 г.

Фигура умершей, поддерживаемой ангелами, возлежит на крышке саркофага Инессы де Кастро. Лицо скульптуры имеет явное сходство со своим оригиналом: те же высокие и тонкие брови, характерный разрез глаз, нежный рот.

Образ Инессы де Кастро, возлюбленной короля Португалии Педро, - лиричен и печален, что характерно для всей художественной культуры страны эпохи Средневековья, и особенно проявляется в её поэзии.

После того, как бургундская династия в 1383 году прекратила свое существование, в стране начались мятежи и беспорядки, возглавляемые феодалами, мечтающими о власти. Усложнило ситуацию и то, что мятежников поддержала Кастилия, активно вмешавшись в борьбу. Однако благодаря упорному сопротивлению португальских городов и рыцарства мятеж был подавлен. В 1385 году прекратила свои притязания и Кастилия после уверенной победы португальских войск при Алжубарроте.

В этом же 1385 году в Коимбре собрались кортесы - португальские сословно-представительные учреждения. Ими был провозглашен новый король - Жуан I. До этого времени Жуан являлся магистром уважаемого в стране духовно-рыцарского Ависского ордена.

С этого времени в Португалии начался новый период, во время которого произошло дальнейшее укрепление королевской власти, а сама Португалия начала вести активную колониальную политику.

В память о победе при Алжубарроте португальскими мастерами был возведен собор Санта Мария ди Виктория в монастыре Батальи (начат в 1385 г.) - один из самых значительных образцов португальского готического искусства в его зрелый период. Это церковное сооружение огромных размеров (длина - 120 м, ширина - 32,5 м, высота - 32 м). Его возведением занимались два архитектора, воплощавшие разные тенденции строительства. Первоначально архитектором собора Санта Мария ди Виктория был Домингиш. При проектировании здания он брал за образцы такие произведения ранней готической архитектуры, как монастырь в Алькобасе и собор в Эворе. Архитектор стремился к строгим, нарочито простым формам в пропорциях центрального нефа собора, форме южного портала и характере сводов.

Когда Домингиш скончался, архитектором собора стал Уге, являющийся поклонником живописности и нарядности в архитектуре, что он и постарался привнести в облик Санта Марии ди Виктории.

Уге был возведен обширный прямоугольный королевский клуатр, который он окружил галереей, включающей пять арочных пролетов. Им также была присоединена величественная ротонда к алтарю собора, а зал капитула перекрыт сводом звездообразной формы, очень необычным по тем временам. Архитектором также была построена капелла Жуана I - основателя собора, очень интересная по форме.

Фасад собора выдержан в классических традициях готической архитектурной школы Европы. Это высокие узкие окна, шпили - стройные и ажурные, украшенные статуями апостолов порталы, изображения Христа и евангелистов в тимпане. Однако в фасаде собора Санта Мария ди Виктория нет вертикализма, здание, как и большинство готических сооружений Пиренейского полуострова, кажется приземистым.

Такое впечатление во многом складывается из-за распространявшихся в ширину форм сооружения. Пристройки собора, выполненные в XV- начале XVI веков, также способствуют подобному впечатлению.

Подобной пристройкой является и капелла Жуана I. Она своим строением напоминает храм тамплиеров, построенный в Томаре. Если посмотреть чертеж капеллы, то она представляет собой вписанный в квадрат четырехугольник. В этом сооружении находятся надгробия короля Португалии Жуана и его супруги (1433 г.), исполненные трагизма и величавости. Эти надгробия являются одними из самых интересных и ярких произведений скульптурного искусства Португалии XV века.

На рубеже XV-XVI веков Португалия вступила в новый этап своего развития, достигнув периода расцвета в экономике, культуре, политике. Искусство Португалии также вступило в новый для себя период развития.

Другая информация: тур на Мадейру.

© 2008 - 2010 «VisitPortugal».
Все права защищены